\

— Я родился в Гомеле в семье учителей. В школе соображал хорошо, но на некоторых предметах мне просто не хватало терпения. Только когда закончил университет и столкнулся с прикладными задачами, понял, для чего нужны были те или иные формулы, что дает градиент, распределение по объему или колокольчик Гаусса. Все это нам преподавали слишком академически, система образования не позволяла уделить достаточно внимания каждому, чтобы раскрыть его особенности. Моя, например, в том, что я понимаю все только через практику.
В школе я начал писать код и изучать разные языки программирования. К третьему курсу университета мог хоть что-то написать на 4−5 языках. И примерно в это же время, будучи студентами, мы с друзьями пытались брать какие-то заказы по разработке сайтов и двигаться в направлении предпринимательства. У нас даже было ИП специально для этого. Программирование у меня — непрофильное образование. Я физик-ядерщик. Языки программирования я учил сам по книжкам. Курсов в то время было мало, в основном это все была самодобываемая информация. Мне всегда было проще взять какой-то мануал, примеры и пойти их воспроизводить, пока я не пойму, как это работает.
Тогда же я дал себе обещание, что больше не буду делать проекты просто потому, что хочу что-то свое. Это так себе стимул для бизнеса. Меня часто спрашивали, почему я не запускаю стартап. И я всегда отвечал, что мне не хочется запустить что-то просто ради запуска. Работать над своим проектом — это, конечно, классно, но когда работаешь в найме, у тебя есть оплачиваемый отпуск и выходные. Это тоже чего-то стоит. Я заключил с собой внутренний контракт: если будет идея и продукт, который перспективен и в который хочется дальше вкладывать силы, и это, по крайней мере, на уровне допущений имеет перспективу продаж — тогда да.
Хорошим триггером стал переход из EPAM в iTechArt. В EPAM очень развитый инструментарий, там очень много всего на все случаи жизни, куча людей, которые тебе помогают по каким-то поддерживающим процессам и т.д. Это плюсы больших развитых компаний. Минус лишь в том, что там медленнее принимают решения. В iTechArt инструментария было меньше, а свободы действий стало больше. Многое приходилось держать в голове или гугл-табличках. Когда начиналось кросс-департаментное взаимодействие, становилось трудно.
Я заходил в iTechArt, чтобы растить новые команды, и у меня было две волны интенсивного найма, собеседований, подготовки людей к клиентским собеседованиям. C лета 2021 года у меня все вертелось вокруг собеседований и людей. Я практически не касался управления проектами и не влазил в планирование каких-то вещей, связанных с продуктами — я занимался командой. Как только сильно выросла нагрузка по собеседованиям, сразу стало очевидно, насколько не хватает хорошего инструментария. Так родилась идея продукта, который бы помогал с решением этой проблемы. К моменту запуска мы определились с названием и выбрали DeepMate.
После этого пользователь может зайти на звонок. В нашей платформе есть два типа звонка — live и self-assessment. Live — это когда заходит рекрутер, видит все вопросы и задает их кандидату. Кандидат при этом видит только рекрутера, для него это обычный видеозвонок. Ответы считываются с помощью распознавания речи и затем искусственный интеллект проводит их оценку. Как только интервью завершается, генерируется фидбэк, общее саммари и подробная раскладка по тому, какие были вопросы и ответы, а также пояснения по каждому ответу, почему он засчитан правильным или неправильным. Соответственно, человек в дальнейшем может с этим согласиться или не согласиться, какие-то свои правки внести.
DeepMate мы зарегистрировали в США — решили сразу идти на мир. Большим плюсом регистрации в Штатах является очень понятная система и привлекательность такой юрисдикции для инвесторов, а еще минимум бюрократии при уплате налогов. Вся бухгалтерия заключается в том, что раз в год нужно принести хоть на коленке написанный ручкой список расходов и приходов с описанием что и куда, подать это в налоговую. Понятно, что они это могут проверить и запросить подтверждение. Но от бизнеса больше ничего не требуется. Достаточно раз в год прийти, отдать документы, свести приход-расход, и если есть прибыль, заплатить налог, а если нет, не заплатить.
Первым делом я пошел к своему другу, у которого был большой опыт в запуске продуктов, и попросил совета. Он обратил мое внимание на то, о чем я не думал: мы идем в сегмент B2B, а в нем очень длинный цикл подписания контрактов. И когда мы говорим об инвестициях, нам обязательно нужно учитывать, на какое время этих денег нам хватит. Ведь это не работает так, что ты запустил продукт — и послезавтра у тебя пошли клиенты. В B2B это происходит намного дольше. В компании нужно идти, созваниваться, договариваться, общаться, подписывать контракты и т.д.
Что касается команды, то собралась она достаточно просто. С нашим техническим директором мы работали вместе в EPAM, потом перешли (сначала я, потом он) в iTechArt. То есть мы так или иначе пересекались на разных проектах, работали вместе, и давно были знакомы. Помимо прочего, у нас совпали интересы — мы оба хотели делать свой продукт, который будет нести реальную ценность. Позже к нам присоединились еще ребята: так или иначе мы либо уже знали друг друга и работали раньше вместе, либо познакомились по рекомендации от общих друзей.
Конечно, было немного страшно бросать хорошую работу и начинать свой проект. Я всегда стараюсь все просчитывать и принимать взвешенные решения, но все риски спрогнозировать просто невозможно, особенно в такой непредсказуемой среде, как стартапы. Но в целом, на протяжении всей своей сознательной жизни я оказывался в различных ситуациях и как-то спокойнее воспринимаю сложности. Сюда хорошо ложится избитая фраза «то, что не убивает, делает нас сильнее». Во всяком случае, пережив какие-то стрессовые моменты несколько раз, ты уже понимаешь, как минимум, чего ожидать и проще к этому относишься.