\

Начать свое дело сестры Ольга Кочурова и Татьяна Домино решились в декрете. Первоначальный план был такой: открыть кофейню с цехом-пекарней. Но в итоге все средства ушли на обустройство цеха. Спустя 5 лет работы семейная кондитерская VERRINE поставляет десерты в более, чем 70 кофеен Минска и областных городов, делает на заказ торты и работает с корпоративными клиентами. Сестры рассказали «Про бизнес», как все начиналось, а также какие есть сложности и возможности в этом бизнесе.
После стали искать помещение . Хотели найти 2-в-1: чтобы в нем можно было и готовить, и принимать гостей. Ориентировались на 70+ «квадратов» и смотрели сначала только центр города. Но все было «не то» и очень дорого, нам было сложно решиться на такие траты, да еще без опыта, поэтому поиски продолжались полгода. В итоге в сентябре 2018 года нашли помещение на 130 метров, которое нам понравилось. Однако было два существенных «но» — там нельзя было сделать кофейню и это был не центр. Решили, что оно идеально подойдет для производства, а площадку для кофейни найдем позже.
Одновременно с поиском помещения мы ездили по фирмам поставщиков, которые привозят в Беларусь хорошее европейское оборудование . В каждой мы просили контакты технологов, говорили с ними. Еще спрашивали советы в кондитерской школе, где я училась. Также сходили на выставку продукции для HoReCa. Там тоже познакомились с поставщиками оборудования. К Новому 2019 году у нас уже был цех с ремонтом и оборудованием.
На всю подготовку мы потратили около $ 50 тысяч , большую часть — на оборудование. Тогда мысль о кофейне у нас полностью пропала, мы были не готовы к дополнительным расходам. Обсуждали условия получения кредита и лизинга с некоторыми компаниями, но нам очень не понравилось, что даже за день просрочки платежа могут забрать оборудование. Поэтому использовали личные сбережения и деньги родственников, взятые в долг.
— Стартовали мы командой из 5 человек: я, Татьяна и 3 кондитера. Делать десерты непросто, даже если есть рецептура. Во многом это путь экспериментов. У нас была технолог на аутсорсе, которая приходила и помогала нам с техкартами, и бухгалтер, которая вела наши документы. Мы с Татьяной были собственники, менеджеры, продажники и маркетологи в одном лице. Наши супруги тоже помогали — они были в роли грузчиков, помогали делать ремонт, собирать мебель.
Кофейни на тот момент почти все работали с «заморозкой», там совсем другие сроки годности. Массово свежие десерты в кофейни не поставлял никто. Бариста могли достать несколько десертов, разморозить, продать их и разморозить следующие. А у нас практически на все десерты сроки годности 36 часов — утром сделали, привезли, и кофейне надо за 2 дня продать. Если их не продали, то все — утилизация. Для кофеен это риск — по 2 пирожных мы возить не будем, ведь у нас есть норма отгрузки. К тому же, они дороже замороженных.
Мы видели, что это большой перспективный рынок, наступил расцвет культуры кофе. А к качественному натуральному кофе нужен качественный десерт. Через год работы мы приняли участие в нашем первом Гастрофесте сразу с двумя кофейнями. Это была задача со звездочкой: в течение 20 дней мы ежедневно отгружали в одну кофейню по 10−15 тортов, а в другую — по 150−200 порционных десертов. При этом мы продолжали отгрузки во все кофейни, с которыми у нас были договора, их тогда было около 20. На тот момент у нас уже работали 5 или 6 кондитеров.