\

Работники сферы транспорта и логистики входят в пятерку самых востребованных в Беларуси в 2023 году. Это актуальная тенденция не только для нашей страны: об остром дефиците водителей сейчас говорят эксперты в России и Европе. Причем он проявляется во всей отрасли — не хватает не только водителей, но и другого персонала — логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков. О причинах кадрового голода и о том, как наладить эффективную работу в сложившейся ситуации, «Про бизнес» спросил директора компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяну Солдатенко.
— Отток белорусских водителей на работу в Евросоюз наметился еще в 2021 — начале 2022 года. Но тогда местные компании могли конкурировать с западными компаниями: работая на белорусские компании водители выполняли те же рейсы по Европе, но имели возможность больше времени проводить дома с семьей. Сейчас ситуация поменялась: европейские направления практически закрылись для белорусских водителей, а им на замену пришли восточные. Более длинные и более проблемные с точки зрения условий работы: плохие дороги и инфраструктура, непрозрачность процессов, безопасность — эти нюансы хоть и постепенно решаются, но пока все равно оставляют желать лучшего. Поэтому трудовая миграция водителей в европейские страны продолжает набирать обороты.
Чаще всего проблемы кадрового дефицита в любой сфере решаются за счет денег. То есть повышается зарплата — как следствие, растет привлекательность вакансии и профессии в целом. Но сейчас такая схема на рынке логистики не срабатывает. Потому что, с одной стороны, дефицит кадров коснулся не только водителей, но и практически всего персонала, задействованного в сфере грузоперевозок. А с другой — выросли затраты на поставки. Тут наложилось много факторов. В том числе полное закрытие привычных прибыльных маршрутов либо снижение их рентабельности за счет того, что по ним приходится возить меньший объем товаров за рейс. На новых же цепочках объемов, достаточных для того, чтобы перекрыть все убытки, перевозки пока тоже не достигли. Поэтому сейчас на фоне дефицита кадров для участников логистического рынка еще и остро стоит вопрос оптимизации затрат.
Документооборот. На подготовку и передачу транспортных накладных, путевых листов и прочих документов, которые в большом количестве сопровождают любую перевозку, тратиться очень много времени. Как водителей, так и других сотрудников. Поэтому переход к электронному документообороту — это выход из ситуации. К тому же, это позволяет значительно сократить издержки на канцелярию и площади для хранения бумажных документов, уменьшить количество ошибок, связанных с человеческим фактором, ускорить проведение платежей. И с этим нужно поторопиться, потому что те же электронные международные транспортные накладные e-CMR станут обязательным во всех странах ЕАЭС в течение ближайших шести лет. В этом году Беларусь и Россия уже провели тестирование применение e-CMR при перевозках в рамках Союзного государства.