Практически все договоры заключены между белорусскими субъектами хозяйствования, 4 — с российскими франчайзерами, 2 — со швейцарским, 1 — с итальянским. По сфере деятельности подавляющее большинство франшиз — из сферы общепита (включая кофе-поинты) и торговли (кондитерские изделия, одежда, строительные товары, велосипеды, автомобильные запчасти, иные товары). В услугах продавались франшизы в фитнесе, бытовых услугах (салоны красоты, чистка обуви).
Лидер рынка по числу зарегистрированных договоров — «Кофе Саунд групп». В 2023 году компания открыла 200-ую кофейню под своим брендом. Основной прирост произошел с запуском программы развития кофеен самообслуживания. Также много договоров зарегистрировали производители кондитерской продукции — «Красный пищевик», «Спартак», «Коммунарка». Более 30 новых точек у сети пончиковых «Пон-пушка», которые в этом году развивались не только в нашей стране, но и успешно вышли на российский рынок.
Спрос на франшизы по итогам 2023 года также вырос по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, многие компании-франчайзеры отметили, что время между поступлением запроса и заключением договора выросло. Отчасти на это могло повлиять и поведение самих франчайзеров — больше половины из опрошенных компаний отметили, что в 2023 году делали ставку не на количество открытых точек, а на отбор франчайзи, которые заинтересованы в долгом сотрудничестве и лояльны к бренду.
Определено, что если досрочно прекращается основной договор франчайзинга, то права и обязанности пользователя по заключенным договорам субфранчайзинга, переходят к правообладателю. Предыдущая редакция Гражданского кодекса предусматривала, что прекращение основного договора франчайзинга влечет прекращение и договоров субфраншизы. Эта норма может помочь тем покупателям международных франшиз, которые приобрели права не у владельца этих прав, а у пользователя, которому было предоставлено право продажи субфраншиз на какой-либо территории. Отметим, что данная норма может быть изменена договором между сторонами, а также что правообладатель может отказаться от того, чтобы становится стороной по договору субфранчайзинга.
Тренды бизнеса
Интернет-магазины: создание и развитие успешного онлайн-бизнеса
«Хочу все и сразу, и чтобы мне это принесли прямо домой на блюдечке с голубой каемочкой…» В эпоху мгновенных сообщений такое пожелание уже не выглядит фантастикой или капризом, а для того, чтобы его исполнить, нужны Читать дальше…