\

Использовать слово «маркетинг» люди начали менее 150 лет назад. Датой появления термина marketing как искусства привлечения клиентов для продажи товаров можно считать 1897 год. В этом году он был использован в научной работе для обозначения деятельности компании по реализации товаров. Слово прижилось достаточно быстро и уже в 1901 году в нескольких престижных университетах США — Гарвардском, Иллинойском и Мичиганском — запустили первые курсы по маркетингу. Они были сосредоточены главным образом на создании рекламных кампаний и приемах эффективного сбыта товара.
Существует несколько теорий, которые делят историю маркетинга на периоды. Меньше всего противоречий из них вызывает модель Рональда Фуллертона . В ней ученый делит всю историю маркетинга на четыре эпохи. Первая называется эпохой предшественников. Границы этой эпохи Фуллертон очерчивает примерно с 1500 по 1750 годы. Маркетинга как такового в то время не существовало из-за дефицита товаров, у людей были личные подсобные хозяйства, которые делали их самодостаточными. Торговля казалась делом подозрительным и в экономике наблюдался низкий уровень потребления.
Третью большую эпоху Фуллертон определяет как период институционального развития, который длился с 1850-го по 1929-й год. В это время появляются первые крупные институты маркетинга и данное искусство формируется в том виде, в котором мы видим его сегодня. В это время появляется первая видеореклама — изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1896 году снимают 40-секундный ролик мыла Sunlight по заказу фирмы Lever Brothers. Как мы уже отметили ранее, в этот период также появляются первые курсы маркетинга и начинают выпускаться первые маркетологи. Наступает расцвет радиорекламы.
В теории Фуллертона также выделяется четвертый период, в котором мы находимся сейчас – он называется эпохой совершенствования и формализации. Сам ученый определил его как период совершенствования принципов и тактик, разработанных на третьем этапе. Его можно считать «высшей ступенью эволюции» маркетинга. Из печати, аудио- и ТВ-рекламы маркетинг начал перемещаться в интернет. Конечно, мы до сих пор видим билборды и рекламные полосы на страницах газет, но интернет явно вытесняет остальные каналы продвижения — опросы показывают , что в 2020-2021 годах доля digital в общей структуре маркетингового бюджета уже составляет почти 50%. С каждым годом эти цифры растут, а технологии продвижения развиваются, поэтому высока вероятность того, что в будущем маркетинг практически полностью перейдет из оффлайна в онлайн.